Российское востоковедение - устная история

Институт востоковедения РАН

Востоковед

Головачёва
Лидия Ивановна

к.и.н.

Научные интересы

Китаевед-историк, специалист по новейшей истории Китая, по древнекитайской философии (Конфуций и Лао-цзы)

Биография

Головачёва Лидия Ивановна (1937-2011), г. Тамбов. Китаевед, кандидат исторических наук (1981), переводчик. Специалист по новейшей истории Китая, древнекитайской философии (Конфуций, Лаоцзы), древней китайской иероглифике, конфуцианству в современной цивилизации. В 1960 окончила ЛИСИ, в 1975 – Востфак ЛГУ. В 1961-1969 жила в Пекине, преподавала русский язык в университете Цинхуа. Приглашенный профессор Аньхуэйского, Наньчанского и Пекинского университетов (1994, 1999). Сотрудник института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВНЦ АН СССР – ДВО РАН (Владивосток, 1975-1999), института востоковедения НАН Украины (2001-2002). Автор почти 100 научных работ. Пенсионер. Узнала о Китае в годы 2-й мировой войны, а с первыми китайцами лично познакомилась в 1950х, во время учебы в ЛИСИ. В 1961-1969 жила и работала в Пекине. После окончания Востфака в 1975 не могла найти работу по китаеведной специальности в Москве и Ленинграде, поэтому переехала во Владивосток. В 1981 защитила кандидатскую диссертацию по теме «Механизм перевоспитания кадровых работников в годы маоистской «культурной революции» в Китае». По этой теме изданы две монографии. С начала 1980х и до 2011 изучала «Луньюй» и «Даодэцзин». В 1992 издала первый в советские времена полный перевод «Луньюй» на русский язык (журнал «Рубеж»). Главная научная тема – Конфуций, переводы «Луньюй» и циньская реформа письма или так называемая «пре-синология». Автор переводов с китайского и английского на русский язык нескольких научных и художественных книг о Китае. По мнению Л. И. Головачёвой, сегодня китаеведение в России развито по-прежнему слишком мало, не соответствует размерам нашей страны и масштабам наших отношений с Китаем. Мы всегда оказываемся в позиции, когда Китай выступает как ведущая сторона. Отличительная черта советского китаеведения – излишняя заидеологизированность. Сегодня эта эпоха прошла, китаеведы стали свободнее, но настоящей внутренней свободы все еще не хватает. Для успешного развития российского китаеведения требуется приход молодых китаеведов с опытом работы в Китае, внутренней свободой и настоящим пониманием изучаемого предмета.